Пятница
17.05.2024
11:42
Приветствую Вас Гость
RSS
 
ФИЛОЛОГИЧЕСКОЕ
СОДРУЖЕСТВО


Главная Регистрация Вход
                                                   «Что есть красота…» (по стихотворению Н. Заболоцкого «Некрасивая девочка») »
  
Меню сайта

 Аниме смайликиВнимание!
Уважаемые пользователи! Приглашаю посетить методическую копилку. Этот раздел разбит на категории, в которых вы найдёте авторские мультимедийные ЦО ресурсы: разработки уроков, классных часов и др. материалы.



Наш опрос
Кто?
Всего ответов: 514

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

«Что есть красота…»

 (по стихотворению Н. Заболоцкого «Некрасивая девочка»)

8 класс

  1. Тема урока: «Что есть красота…?» по стихотворению Николая Заболоцкого «Некрасивая девочка».
  2. Проблема урока. Что есть красота  с точки зрения Н. Заболоцкого?
  3. Методические цели урока:

Образовательные:

- создание условия для выявления авторской позиции в стихотворении Заболоцкого «некрасивая девочка»

- развивать внимание к художественному слову через нахождение ключевых слов в стихотворении;

- организовать познавательную деятельность учащихся на основе смыслового чтения для интерпетации текста (цель, направленная на достижение метапредметных результатов)

- продолжать формировать умение выразительного чтения (цель, направленная на формирование метапредметных результатов (коммуникативных УУД).

Развивающие:

- создать условия для формирования личностного восприятия текста (цель, направленная на достижение личностных результатов);

- формировать навыки создания определенных речевых конструкций монологической и диалогической речи, умение подбирать аргументы для подтверждения собственно     позиции (цель, направленная на достижение метапредметных результатов (коммуникативных УУД);

- развивать воображение и творческие способности уч-ся через смысловое чтение и в результате анализа текста (личностные результаты)

Воспитательные:

- вовлечь учащихся в размышления о нравственных качествах человека;- через общение с текстом создать условия для воспитания эмоционально отзывчивой личности и формирования эстетических и нравственных позиций (личностные результаты).

4. Дидактические задачи:

- выявить особенности лирического произведения;

- выявить художественные приемы, используемые в стихотворении;

- найти ключевые слова для выявления авторской позиции в создании образа героини стихотворения;

- определить свое отношение к проблеме, поднятой автором;

- выразительно читать текст для выражения собственного отношения и выявления авторской позиции;

- заполнить  словарную статью понятия «красота»

5. Тип урока: комбинированный (усвоение новых знаний и применение ранее приобретенных навыков и умений).

6. Основная форма организации урока: диалогическая (беседа)

7. Основные виды деятельности учащихся:

- участие в диалоге (коммуникативные УУД):

- словарная работа)

Разные виды чтения, в том числе и смысловое (познавательные и метапредметные  УУД);

- составление словарной статьи (познавательные УУД).

8. Основные виды деятельности учителя:

- вовлечение в диалог;

- организация работы с разными источниками знаний: толковый словарь, словарь синонимов, презентация, стихотворение Н. Заболоцкого «Некрасивая девочка»;

- контроль за созданием  творческого учебного продукта);

- формулирование вопросов.

9. Использование ИКТ: презентация, слайд-шоу для облегчения процесса усвоения материала учеником, формирования у него целостного образа героя и облегчения процесса подачи материала для учителя.

10. Способы оценки достижений учащихся:

- словесная оценка

Ход урока:

  1. Подготовка к вхождению в текст.

– Здравствуйте, ребята! Меня зовут Марина Владимировна. Я рада приветствовать вас на своем занятии.  По законам гостеприимства, я хотела бы предложить вам чашечку кофе. Выберите и  поставьте возле себя ту, которая понравилась вам больше всего.

- Покажите свои чашечки друг другу.  А почему вы, имея выбор,  взяли именно эту? (Фарфоровая, с необычным орнаментом,  раскрашенная позолотой, т.е. красивая).

- Давайте откроем словарные статьи, которые  лежат у вас на столах, ознакомимся с ними, попробуем  дать  научное определение  данному понятию.

Работа со словарной статьей.

Работа по группам.

 

Толковый словарь Ожегова

 1. Все красивое, прекрасное, все то, что доставляет эстетическое  наслаждение. Красота русской природы.

2. Красивые, прекрасные места (в природе, в художественных произведениях). Красоты юга. Красоты стиля.

3. красота! в знач. сказано о чем-нибудь очень хорошем, впечатляющем, блеск (в 3 знач.) (разг.). Погуляли, искупались. Красота!

 

-  Что же мы можем назвать красивым,  исходя из словарных статей?

(Слайд № 1)

  1. Все красивое, прекрасное, все то, что доставляет эстетическое  наслаждение.

 

(Слайд № 2)

  1.  Привлекательная внешность.

 

- Вы наверное догадались, о чем мы будем говорить сегодня? (о красоте).

- Вы обратили внимания, что в словарных статьях даны не все значения. Попробуйте определить задачи, стоящие перед вами на уроке.

      Сегодня мы попытаемся выяснить , что же входит в понятие красоты, стать  составителями словарной статьи.

-  На протяжении веков люди пытаются понять, что же такое красота. Эта тема волновала и продолжает волновать многих писателей, поэтов, художников, которые в своих творениях постигали истину красоты. Среди них – Николай Заболоцкий,  поэт трудной судьбы,  для которого вопрос «Что есть красота И почему ее обожествляют люди»? составил предмет его художественных раздумий.

(Слайд № 3)

 

 

II. Чтение и восприятие.

- Обратимся к одному из стихотворений поэта, которое называется «Некрасивая девочка» и попробуем понять, что есть красота, по мнению Заболоцкого.  ( Слайд № 4.  Чтение стихотворения учителем под видеоряд, выполненный в программе киностудия Windows Live )

ЧТЕНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ.

НЕКРАСИВАЯ ДЕВОЧКА 

Среди других играющих детей

Она напоминает лягушонка.

Заправлена в трусы худая рубашонка,

Колечки рыжеватые кудрей

Рассыпаны, рот длинен, зубки кривы,

Черты лица остры и некрасивы.

Двум мальчуганам, сверстникам её,

Отцы купили по велосипеду.

Сегодня мальчики, не торопясь к обеду,

Гоняют по двору, забывши про неё,

Она ж за ними бегает по следу.

Чужая радость так же, как своя,

Томит её и вон из сердца рвётся,

И девочка ликует и смеётся,

Охваченная счастьем бытия.

 

Ни тени зависти, ни умысла худого

Ещё не знает это существо.

Ей всё на свете так безмерно ново,

Так живо всё, что для иных мертво!

И не хочу я думать, наблюдая,

Что будет день, когда она, рыдая,

Увидит с ужасом, что посреди подруг

Она всего лишь бедная дурнушка!

Мне верить хочется, что сердце не игрушка,

Сломать его едва ли можно вдруг!

Мне верить хочется, что чистый этот пламень,

Который в глубине её горит,

Всю боль свою один переболит

И перетопит самый тяжкий камень!

И пусть черты её нехороши

И нечем ей прельстить воображенье,-

Младенческая грация души

Уже сквозит в любом её движенье.

А если это так, то что есть красота

И почему её обожествляют люди?

Сосуд она, в котором пустота,

Или огонь, мерцающий в сосуде?

(Слайд №5)

Восприятие.

- Какие чувства возникли у вас после знакомства с лирическим произведением?

- Какие строчки хотелось перечитать ещё?

- А как вам показалось на первый взгляд  это стихотворение с художественной точки зрения? Оно поразило вас обилием тропов,  необычных конструкций, делением на строфы? Другими словами, красива ли форма этого стихотворения?

Задание по группам.

  1. Лексика.

- Какую лексику использует поэт? (бытовую, повседневную, приниженную «рубашонка», «лягушонка», «дурнушка»,  стилистически-нейтральная – «детей», «мальчики»,  книжная«грация»).

  2.  Ритм стиха.

       - Наблюдается ли в стихотворении перебои ритма? (посчитайте, равное ли количество слогов в каждой строке?

  1. Художественный приемы.

- Проанализируйте использование автором изобразительно-выразительных средства. (в первой части – метафоры «колечки рыжеватые кудрей рассыпаны», радость «томит и вон из сердца рвется» , «младенческая грация души», «чистый пламень») эпитеты, рот длинен, зубки кривы, черты лица остры и некрасивы).

- Какова же художественная форма стихотворения?  Можем ли мы сказать, что стихотворение не поражает нас на первый взгляд изысканными художественными приемами,  возвышенной лексикой ( Да, можем).

Чтение и анализ.

- Скажите, а форма стихотворения это внешний облик или внутреннее содержание? (внешнее). Тогда  я предлагаю познакомиться с содержанием стихотворения и  одновременно наполнить наш пустой сосуд (слайд № 6)  и заполнить пропуски в словарной статье. (дети пишут в тетради)

- Сколько частей можно выделить в стихотворении? Почему?

(2 части: описание внешности девочки, размышления автора о её будущем)

- Прочитаем первую часть. (выразительное чтение детьми).

 - Как вы думаете, почему среди других играющих детей автор заметил именно её?  (внешне некрасива)

- Какой вы её представили?  Создайте портрет, подбирая ключевые слова из текста. («лягушонок», «рот длинен», «зубки кривы»)

- За каким занятием застает её автор? Озвучьте соответствующие строки.(За ними бегает по следу)

- Какие слова передают внутреннее состояние девочки, наблюдавшей за мальчишками? Процитируйте эти строки. 

Чужая радость так же, как своя,

Томит её и вон из сердца рвется.

- Почему она ликует и смеется, охваченная счастьем бытия? (Радуется за других).

- О какой черте характера девочки говорит автор?

Умение радоваться чужому счастью ( первое качество опускаем в виртуальный сосуд на слайде  по щелчку) . Дети пишут в рабочей тетради.

Обратимся ко второй части стихотворения. Выразительное чтение.

- О чем рассуждает автор в этой части? (о будущем).

- О каких чертах характера говорит автор в начале второй части? Какие строки говорят об этом? (отсутствие зависти, искренность чувств, открытость людям – в виртуальный сосуд по щелчку)  с одновременной записью в тетрадях.

 - Каким автор видит будущее этой девочки? Процитируйте.  («Рыдая, Увидит с ужасом, что посреди подруг Она всего лишь бедная дурнушка!») Почему? Согласны ли  вы с ним? ( Если человек добрый, человеколюбивый, способный  сопереживать, то к ней потянуться люди, и внешность тогда не будет столь важна). (Сопереживание – в виртуальный сосуд по шелчку)

- Почему поэт надеется, что девочка преодолеет свою боль? Какая метафора выражает надежду автора? («младенческая грация души»).

-  А что такое грация? Обратимся к словарной статье. (красота, изящество).  Как    вы  понимаете эту метафору? ( Автор говорит о душе девочке, её доброте, чистоте, душевности)  ( качество в виртуальный сосуд по щелчку  -  душевность)

 - Прочитайте, что говорит Заболоцкий о красоте человека? ( «Что есть красота….)

- Как вы думаете, о какой красоте говорит поэт: внешней или внутренней?

- Как вы понимаете выражение внутренняя красота?

4. - Какое сравнение есть в конце предложения? («Сосуд…..)

- Что вы думаете о первом из них? («Сосуд, в котором пустота…?)

(Человек внешне красивый может быть с черствой душой, не способный понять чужую боль, не умеющий сострадать)

Как вы понимаете  метафору «огонь, мерцающий в сосуде? (Так говорят о красоте внутренней, т.е. душевной красоте) 

- Какую из метафор автор адресовал девочке? Почему? (огонь, мерцающий в сосуде).

- Как вы считаете, можно ли героиню стихотворения все-таки  назвать красивой? Почему?

Настоящая красота  - это тот огонек, который освещает нашу душу и греет окружающих своим теплом. Посмотрите, какой огонек уже не мерцает, а пылает в душе у героини стихотворения. (слайд № 6 с сосудом, в котором огонь)

 

Давайте проведем лингвистический эксперимент.

Подберите синонимы к слову «мерцает».  ( «сверкает», «блистает», «играет светом»). Прочитайте метафору, вставив названное вами причастие. ОГОНЬ, СВЕРКАЮЩИЙ в сосуде. – Что изменилось? Что может сверкать?

( «Сверкает» что – то искусственное,  а мерцает, то есть рождает тепло и свет, все живущее, естественное.)

- Что же делает человека по-настоящему красивым? (Умение радоваться чужой радости, не завидовать, ощущение себя счастливым, интерес к жизни другого человека, доброта)

- Вернемся к образу девочки.  С чем сравнивает её автор? Как вы думаете,  почему? (С пламенем, пламя –это  что-то светлое, теплое, это олицетворение душевной силы.).

- Справиться ли девочка с жизненными трудностями?  Благодаря чему?

- Можно ли назвать девочку красивой? В чем же её красота?

 (Героиня стихотворения, действительно, справится с любыми трудностями, в её силе – её красота, потому что  у неё доброе сердце, чистая душа, она непременно придет на помощь, поймет чужую боль)

- Прочитайте концовку стихотворения (последние 4 строчки)

III.Чтение и интерпретация.

- Почему автор заканчивает стихотворение вопросом, а не утверждением? Не давая готовых ответов?

Я думаю…. Потому что.

 ( Автор дает возможность каждому из нас задуматься и поразмышлять над тем, что же такое истинная красота)

IV. Посттекстовый этап.

- Какую же красоту ценит автор? Что есть  красота для Заболоцкого?  А что для вас есть красота? Озвучьте свои словарные статьи. 

 (Красота и чистота чувств, естественность доброты и любовь ко всему, что нас окружает, к людям, к жизни, к чужой радости – вот что есть красота, которую обожествляют люди, которую увидел автор  в этой младенческой душе своим поэтическим взором)

 

V. Рефлексия:

- Всегда ли  внешняя красота является показателем  внутреннего состояния?

- Давайте вернемся к вопросу о красоте формы стихотворения. Мы сказали, что она обычная, где-то порой не привлекательная,  не поражающая  интересными художественными находками. «Бедная дурнушка», сказали бы мы, но не скажем, потому что   истинная красота этого лирического творения в его содержании, в его вечных вопросах бытия.

 - А теперь посмотрите на чашечки, которые выбрал каждый из вас, а также на те, которые остались не взятыми.  Я забыла сказать,  кофе  во всех чашках  был  без сахара, а: вкусный, ароматный был  в нетронутых.. Но тем менее, ваш выбор остановился на ярких, красочных чашках.

- Какую их них выбрали бы  сейчас?

 Чашки – это всего лишь сосуд, важен «огонь, мерцающий в нем
(Слайд №7, №8)

 

- Если вам на уроке было  уютно, вы прониклись идей стихотворения, согласны с мыслями автора,   если от  огонька, зажженного всеми   нами в сосуде,  вам стало тепло,  то предлагаю вам  зажечь в своих сердцах  маленький огонек, который будет освещать жизнь вам и вашим родным и близким, огонек, который  во что бы то ни стало поможет преодолеть  все трудности. И пусть красота, младенческая грация души  никогда не покинет вас.  (зажигают свечи под музыку)

Урок заканчивается чтением стихотворения слайда №9.

 

 

 



Поиск


Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031


Афоризм недел

Многие вещи нам непонятны не потому, что наши понятия слабы; но потому, что сии вещи не входят в круг наших понятий.
/К. Прутков/


Архив записей


Друзья сайта
  • газета "1 сентября"
  • ЕГЭ по русскому языку
  • Энциклопедия русской литературы XVIII-XX веков
  • Инструкции для uCoz
  • Конкурсы "Познание и творчество






  •  Приглашаем на урок. РУ
    персональный сайт учителя русского языка и литературы Макеевой В.Н.СайтМои
    Методсовет







    Мои публикации
    Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz